Вторник, 29.07.2025, 05:16
ГЭТ (Познавая, Учимся)
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Меню сайта

Друзья Сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Чтиво с картинками
Главная » Статьи » Трамвай

Необычные трамваи. Спецтехника

Необычные трамваи. Спецтехника



Трамвайная сеть — сложный комплекс, состоящий из путей, контактной сети и всевозможных вспомогательных сооружений. И если пассажирские трамваи знают все, то в своём посте я предлагаю окунуться в мир служебной и специальной трамвайной техники. В этой теме я постараюсь описать большинство моделей служебных вагонов, производившихся в бывшем СССР для нужд трамвайных хозяйств страны.

Необычные трамваи. Спецтехника


Многие из них Вы никогда не видели, и никогда не задумывались как обслуживаются трамвайные линии. Более того, в основном эти вагоны выезжают на улицы под покровом ночи.. Надеюсь, кому-то будет интересно ! Фотографии и материалы с узкоспециализированных сайтов.

Открывают наш пост трамваи-снегоочистители. Их вы наверняка видели не раз.

Снегоочистительные вагоны были всегда, пока существовали трамваи. На заре трамвайной эпохи лопаты для очистки путей от снега устанавливали зимой на обычные вагоны. Специальные "снегочисты" начали выпускать в 20-х годах ХХ века.

Одними из первых стали вагоны модели "СХ". Эти трамваи, во многом унифицированные с работавшими тогда двухосными пассажирскими вагонами модели Х, были разработаны в Харькове. Один из них, 1929 года выпуска, до сих пор сохранился на родине!

Необычные трамваи. Спецтехника


После войны выпуском снегоочистителей занялся даже Горьковский вагоноремонтный завод. Так появился ГС-1:

Необычные трамваи. Спецтехника


С небольшими и незначительными модернизациями дело дошло до ГС-5 (1970-е гг)

Необычные трамваи. Спецтехника


После чего выпуском снегоочистителей занялся Куйбышевский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод. Здесь вагоны уже получили металлический кузов и в таком незамысловатом виде выпускались до конца 80-х

Необычные трамваи. Спецтехника


В 1989 году появились снегоочистители Воронежского производства — ВТК-01

Необычные трамваи. Спецтехника


Следующим этапом стало появление вихревых снегоочистителей. Вагоны ВТК-24 производства Новосибирского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода (НТТРЗ), выполненный в кузове вагона КТМ-5М3. Принцип работы такого снегоочистителя заключался в сдувании снега с трамвайных путей мощным потоком теплого воздуха. В салоне вагона находился мощный вентилятор, воздухозаборник которого располагался вместо одного из окон в середине салона. В остальном вагон внешне практически не отличался от пассажирского вагона КТМ-5М3.

Необычные трамваи. Спецтехника


Особняком стоит разработка из Челябинска. Смесь трамвая и реактивного двигателя, который должен был горячими газами растапливать снег и лёд. К сожалению или счастью, эта разработка так толком и не работала на улицах города

Необычные трамваи. Спецтехника


Если зимой надо очистить пути от снега, то летом стоит задача бороться с пылью и грязью.

В Харькове в 1970-х годах для этой цели было построено несколько вагонов на базе МТВ-82

Необычные трамваи. Спецтехника


Позднее вагоны получили фирменную для харьковской спецтехники угловатую кабину

Необычные трамваи. Спецтехника


Во многих городах поливомоечные вагоны переделывались из обычных линейных татр. В Москве даже сохранили оригинальный кузов, установив цистерны вместо сидений в салон:

Необычные трамваи. Спецтехника


Рига — поливомоченый вагон на базе Татры Т6

Необычные трамваи. Спецтехника


А как обстоят дела с ремонтом обслуживанием трамвайной сети? На это работают десятки необычных и уникальных вагонов, которые вы видели наверняка редко. Итак:


Лаборатория КС — специальный трамвай, которой применяется для проверки параметров контактной сети — целостности и соответствия стандартам контактного провода, его подвески, напряжения и прочих параметров.

В некоторых городах эти вагоны сделаны опять-таки на базе пассажирских

Необычные трамваи. Спецтехника


Измерительные устройства такого вагона

Необычные трамваи. Спецтехника


Вагоны-вышки предназначены для непосредственного механического обслуживания контактной сети

Необычные трамваи. Спецтехника


Иногда такие вагоны даже оборудованы дизель-генераторами, дабы подъехать на место повреждения контактной сети и проводить работы при снятии напряжения либо вообще механическом отсутствии контактной сети

Необычные трамваи. Спецтехника


Для доставки рельсов на место замены используются специальные вагоны-рельсотранспортёры. Например, СВАРЗ РТ:

"Представляет собой специализированный четырёхосный трамвайный вагон, предназначенный для механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн

Необычные трамваи. Спецтехника


Необычные трамваи. Спецтехника


Есть и более экзотические модели, например Воронежский ВТК-07

Необычные трамваи. Спецтехника


или ВТК-53А

Необычные трамваи. Спецтехника


В любом городе есть десятки грузовых платформ, переоборудованных из линейных трамваев, например из Татры:

Необычные трамваи. Спецтехника


Либо заводского исполнения, например воронежский "трамвай-манипулятор" ВТК-10

Необычные трамваи. Спецтехника


Харьковский вагоноремонтный завод выпускал подобные "манипуляторы" на базе МТВ-82

Необычные трамваи. Спецтехника


Разгруженные рельсы необходимо сварить в единое целое. Делать это вручную крайне неудобно, потому для этих целей используются спецвагоны. Например, воронежский ВТК-21

Необычные трамваи. Спецтехника


Харьков так же выпускал сварочные вагоны на базе МТВ-82

Необычные трамваи. Спецтехника


Уложенный рельсовый путь необходимо погрузить в щебневой балласт. На помощь приходят вагоны хоппер-дозаторы, например Воронежский ВТК-09

Необычные трамваи. Спецтехника


Для уборки пыли с трамвайных путей можно использовать пылесос ВТК-79

Необычные трамваи. Спецтехника


А для шлифовки — специальные рельсошлифовочные вагоны. Например, старенький РШ-1 50-х годов

Необычные трамваи. Спецтехника


Рельсошлифовальная тележка вагона на базе КТМ-5. Такие вагоны выпускались сразу на нескольких предприятиях

Необычные трамваи. Спецтехника


В тележках вагона, между колёсами, на месте электромагнитного тормоза установлены шлифовальные устройства. В салоне установлены резервуары для воды, пневматическое оборудование и иные необходимые для работы устройства. Всего имеется четыре шлифовальных устройства. Устройство представляет собой каретку с шлифовальными камнями, которая в нужный момент опускается и стачивает слой металла. Для прижатия каретки к рельсу используется пневматическое оборудование: компрессор создаёт необходимый запас воздуха, а с помощью ресивера каретка прижимается к рельсу. Для охлаждения шлифовальных камней в каретку подаётся вода из баков вагона. Объём воды может резко разнится — от 1-2 до 10-12 тонн в зависимости от модели вагона и от необходимой работы. Шлифовальным вагоном обычно управляет бригада из 2-4 человек.


Очень красивый РШЛ на базе вагона ЛМ-68 выпускался в Питере:

Необычные трамваи. Спецтехника


В некоторых городах, например в Харькове, трамвайная сеть была соединена с железнодорожной с одной стороны и некоторыми промышленными предприятиями с другой стороны. В таких случаях трамвайные пути могли использоваться для доставки железнодорожных вагонов на предприятия.


В Харькове специально для этого были созданы специальные вагоны-буксиры с автосцепкой СА-3

Необычные трамваи. Спецтехника


Услугами грузового трамвая до начала 2000-х пользовалась харьковская кондитерская фабрика

Необычные трамваи. Спецтехника


Ну и под конец — дрезина МСШУ с ДВС и возможностью установки различного навесного оборудования.

Необычные трамваи. Спецтехника


Это лишь малая часть самых интересных трамваев, которые есть во многих городах и почти всегда остаются "за кадром".

На этом всё, надеюсь хоть кому-то было интересно

Необычные трамваи. Спецтехника



Источник: http://www.yaplakal.com/forum2/topic1170225.html
Категория: Трамвай | Добавил: Вагоновожатый (13.09.2015)
Просмотров: 870 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright not MyCorp © 2025

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика